Методика ознакомления и работы с новыми программными средствами

Каждый, кто работает с компьютером, периодически сталкивается с новыми программами. Их можно приобретать в магазинах, получать вместе с книгами и журналами по компьютерной тематике, принимать по каналам компьютерных сетей. Только очень консервативный человек может игнорировать все эти возможности и упорно держаться лишь за тот небольшой набор программ, который установлен на его компьютере изначально.

При освоении основных возможностей программных продуктов необходимо сосредоточиться на изучении первичных приемов работы:

  • Стандартный интерфейс WindowsСуществуют десятки тысяч самых разных прикладных программ. Но во всех программах, написанных для операционной системы Windows, есть немало общего. Это, прежде всего, единообразный интерфейс. Его единообразие заложено уже в самой архитектуре операционной системы, и потому интерфейсы многих программ, выпущенных разными фирмами в разное время, столь похожи друг на друга.Несмотря на многообразие программ, можно с достаточной точностью утверждать, что их интерфейсы имеют всего лишь три компонента:
    • рабочее поле (область, в которой выполняется работа или воспроизводятся данные);
    • рабочие инструменты (специальные средства для выполнения работы);
    • элементы управления (средства для настройки инструментов, режимов работы программы и параметров документа).

    Поскольку при знакомстве с программами изучать в рабочей области фактически нечего, то первоначальное изучение незнакомой прикладной программы сводится всего лишь к двум вопросам: изучению действия инструментов программы (их никогда не бывает слишком много) и изучению элементов управления программы (они стандартизированы и в большинстве программ многократно повторяются).

  • Справочные средстваСтандартный интерфейс Windows позволяет свести освоение незнакомой программы к двум достаточно простым приемам.
    1. Найти инструменты программы (обычно они сосредоточены в панелях инструментов на самом видном месте) и определить их назначение и приемы использования.
    2. Просмотреть элементы управления программы (меню, командные кнопки и т. п.), выделить среди них знакомые и незнакомые. Проверить действие знакомых элементов и установить назначение незнакомых.

    Выделенные выше пункты указывают на то, что при изучении незнакомой программы может потребоваться дополнительная информация. К счастью, в большинстве случаев такая информация уже встроена в программу, и разыскать ее совсем нетрудно. Речь идет о справочной системе, которая входит в состав как самой операционной системы, так и большинства ее приложений.

    Самое удобное средство получения справочной информации — это интерактивная справочная система. Во многих программах справочная система содержит полный набор информации о работе с данной программой и позволяет получить необходимую справку по ходу работы. В большинстве программ вызов справочной системы осуществляется с помощью пункта «?» строки меню. Иногда этот пункт называется Справка. В англоязычных программах для обращения к справочной системе используется пункт Help.

    Практически все программы содержат, помимо справочной системы, электронную и печатную документацию, а также учебники и руководства. Эта документация является источником полезной информации о программе, и пренебрегать ею не следует.

    Знакомство с программой начинается с информационных экранов, сопровождающих ее установку. Пока идет установка, следует узнать как можно больше о назначении программы и о ее возможностях. Это помогает понять, что следует разыскивать в программе после ее установки.

    Исторически сложилось так, что файлы с документацией обычно имеют имя README, происходящее от английской фразы: «Read me (Прочти меня). Обычно файл README содержит информацию об установке программы, дополнения и уточнения к печатному руководству, а также любую другую информацию, которую создатели программы сочли нужным опубликовать. Программы, распространяемые через Интернет, могут включать и другие текстовые информационные файлы. Эти файлы могут иметь расширения .TXT, .NFO, .DIZ и некоторые другие.

Описание каждой программы должно снабжаться своеобразным «паспортом», в котором отображены главные «тактико-технические характеристики»:

  • Название программы
  • Разработчик
  • Адрес в Интернет
  • Размер и версия программы. Размер программы указывается для ее конкретной версии — как правило, последней на день написания этой аннотации. Для условно-бесплатных и бесплатных программ указывается объем установочного комплекта (дистрибутива), который вы можете найти в сети Интернет. В случае с коммерческими программами подход иной — указывается примерный объем, занимаемый этими программами на жестком диске.
  • Платформы. Перечисляются операционные системы, под которыми может работать эта программа. В большинстве случаев для установки программы под различные версии операционной системы Windows необходим один и тот же установочный комплект (дистрибутив). В то же время для установки программы под другие ОС (Linux, Unix, MacOS и т. д.) потребуется другой дистрибутив программы, который поставляется производителем отдельно.
  • Язык. В этой графе указывается, какой язык является для программы «родным», без установки дополнительных языковых модулей.
  • Распространение. В этой графе указывается статус программы с коммерческой точки зрения.
  • Цена.
  • Описание. Описания могут быть авторскими и независимыми. С одной стороны, авторские описания лучше – автор знает свою программу и сможет более качественно указать ее особенности, назначение и т.п. С другой – автор необъективен и, разумеется, считает, что его программа лучше всех.

Итак, предположим, что новая программа каким-то образом получена и установлена на компьютер. Самым лучшим в данном случае является интерактивный метод ознакомления. Он вытекает из принципа: чтобы научиться работать, следует работать.

Рассмотрим основные шаги этой методики:

  1. Запуск программы. В абсолютном большинстве случаев при установке программы создаются новые пункты в Главном меню ОС Windows. Если это так, то для запуска следует воспользоваться одним из таких пунктов. Если программа создала в Главном меню папку, содержащую несколько пунктов, следует воспользоваться тем пунктом, название которого наиболее соответствует названию программы.
    Если при установке новые значки не появились ни на Рабочем столе, ни в Главном меню, то необходимо проверить принадлежность и работоспособность данной программы в данной версии ОС. Если это возможно, то найти и открыть папку, содержащую файлы программы. После этого надо запустить исполняемый файл программы, который обычно имеет расширение .ЕХЕ. Если в папке несколько файлов имеют такое расширение, то следует выбрать тот, имя которого наиболее соответствует названию программы.
    Сразу после того как программу удалось успешно запустить, следует создать для нее ярлык. Если необходимо, можно настроить свойства этого ярлыка в соответствии с параметрами, использованными при данном запуске, чтобы и в дальнейшем запуск программы не вызывал проблем.
  2. Анализ интерфейса программы. Итак, запущена совершенно незнакомая программа. Прежде чем что-либо делать, следует внимательно посмотреть на окно программы и обратить внимание на его основные элементы, выделяя знакомые и незнакомые.
    • Строка заголовка содержит название программы и может содержать имя открытого документа.
    • Под строкой заголовка в программах Windows всегда располагается строка меню. В большинстве программ строка меню содержит стандартные пункты (типа Файл, Правка, Вид). Меню, открываемые при выборе этих пунктов, позволяют быстро определить как стандартные черты, так и особенности запущенной программы.
    • Ниже строки меню располагаются панели инструментов. Обычно эти панели похожи на аналогичные панели программ того же класса. Кроме того, на панелях инструментов часто содержатся кнопки стандартного назначения, используемые во многих программах.
    • Строка состояния и дополнительные элементы управления обычно могут рассказать о программе не так много, поэтому далее следует обратить внимание на рабочую область окна. Ее вид (и размеры) могут многое рассказать о типе документов, для работы с которыми предназначена программа.

    Рис. 1 Интерфейс программы Windows
    Условные обозначения 

    1. Строка заголовка
    2. Строка меню
    3. Панели инструментов
    4. Горизонтальная полоса прокрутки
    5. Вертикальная полоса прокрутки
    6. Рабочая область
    7. Строка состояния
  3. Исследование строки меню. Во всех приложениях Windows большинство операций можно выполнить несколькими способами. Для этой цели можно использовать команды строки меню, кнопки панелей инструментов, контекстные меню, открываемые щелчком правой кнопки мыши, а также клавиатурные команды.
    Наибольший интерес представляет строка меню. Ею не всегда удобно пользоваться в реальной работе, но при исследовании незнакомой программы этот элемент управления незаменим. В приложениях Windows действует общий принцип: все, что можно сделать в программе, можно сделать средствами строки меню, не прибегая к другим элементам.
    Первые пункты строки меню практически стандартны. 

    • Пункты меню Файл (File) содержат обычно операции для работы с файлами, средства управления печатью, а также команды завершения работы.
    • Меню Правка (Edit) на русском языке может именоваться как Редактирование. Здесь имеются команды работы с буфером обмена, отмены и повторения операций, контекстного поиска и замены.
    • Третий пункт в строке меню обычно называется Вид (View). Это весьма важный пункт для первичного ознакомления с программой. Если на экране нет ожидаемых знакомых элементов управления, надо проверить, что можно включить в меню Вид.
    • Последующие пункты меню могут быть различными и идти в разном порядке. Исключением является только пункт «?» (Help), который традиционно располагается в самом конце строки меню.
    • Некоторые пункты строки меню не являются обязательными, но используются достаточно часто. Пункт Вставка (Insert) служит для вставки объектов из других программ. Пункт Формат (Format) используется для форматирования элементов документа. Пункт Сервис (Tools) содержит команды вспомогательных операций, и при первом знакомстве в него можно не заглядывать. Иногда в строку меню выносится и меню настройки программы, которое чаще всего называется Параметры (Options или Settings).
  4. Анализ форматов документов, используемых программой. Следующий шаг исследования программы состоит в том, чтобы определить форматы документов, с которыми она может или должна работать. Программа, представляющая реальный интерес, должна иметь возможность работы хотя бы с некоторыми из общераспространенных типов документов. Это важно, чтобы иметь возможность передавать готовые документы другим приложениям или импортировать в данную программу документы, подготовленные в других программах.
    Определить форматы документов, распознаваемые программой, достаточно легко. Абсолютное большинство программ содержит в строке меню пункт Файл (File), и почти всегда подменю Файл содержит пункт Открыть (Open). Эта команда открывает стандартное диалоговое окно Открытие файла, которое содержит раскрывающийся список Тип файлов и в него включаются все виды документов, обрабатываемые данной программой.
  5. Знакомство с примерами, шаблонами и образцами документов. Для того чтобы оценить возможности новой программы, лучше всего воспользоваться уже имеющимися образцами документов, созданных с ее помощью. Большинство программ при установке на жесткий диск заодно копируют на него файлы образцов или шаблонов, предназначенных для быстрого создания определенных документов. Если в наличии есть файлы того формата, с которым работает исследуемая программа, надо попробовать поработать с ними.
    Шаблоны документов (если они есть в новой программе), играют особую роль. Их можно принять за основу будущих документов, а примененные элементы оформления могут дать хорошее представление о возможностях программы.
  6. Эксперименты с пробными документами. После знакомства с уже имеющимися документами, можно попытаться создать документ в новой программе самостоятельно. Начинать работу следует с записи пустого документа в специально отведенную для экспериментов папку. Цель экспериментов — проверка действия команд редактирования.
    При экспериментах не стоит беспорядочно переходить от одной кнопки к другой и от одного пункта меню к другому. Во время исследования не требуется создание реального документа. Достаточно последовательно проверять доступные команды, следя за тем, к чему приводит их применение. Одна из первых задач исследования — научиться выделять объекты, с которыми работает программа.
  7. Сравнение программ с аналогами. Самый быстрый способ освоения новых программ состоит в сравнении их с ранее изученными аналогами. Как правило, все программы одного класса имеют больше общих черт, чем различий. Находя общие черты и выявляя отличия, можно либо быстро освоить новую программу, либо понять, что пользоваться ею не стоит.
  8. Настройка программы как средство анализа. Интересный подход к освоению программы заключается в изменении ее настроек. Дело в том, что варианты настройки программы отражают ее возможности. Поэтому выяснение того, какие настройки можно изменить, позволяет достаточно точно выяснить, на что способна программа. При этом изменять настройки не обязательно. Достаточно открыть соответствующее диалоговое окно (или несколько окон) и просто посмотреть, какие параметры можно регулировать.
Рубрика Программное обеспечение. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.