Методические аспекты внедрения системы управления содержимым обучения

Информационная система управления обучением в вузе – это инструмент, позволяющий повысить качество образовательного процесса на каждом уровне его функционирования. Она позволяет не только помочь студенту в изучении какого-либо учебного предмета, но и облегчить труд преподавателя, заменив его там, где это возможно. Здесь имеются в виду те виды работ преподавателя, которые являются рутинными, и которые компьютер может выполнить несравнимо быстрее и качественнее. Преподавателю же при этом представляется возможность уделять больше внимания непосредственной работе со студентами.

В вузах активно используется система электронного обучения Moodle.

LCMS (Learning Content Management Systems) Moodle (Modular Object Oriented Digital Learning Environment) – это система управления содержимым обучения, функционирующая на основе Web-технологий, содержащая большое количество ресурсов и модулей необходимых преподавателю и студентам в процессе обучения.

Прежде всего, Moodle обладает широчайшим набором возможностей для полноценной реализации процесса обучения в дистанционной среде, среди которых – различные варианты формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости, общения и организации студенческого сообщества. При этом все основные инструменты системы Moodle разрабатывались с ориентацией на педагогику социального конструктивизма, что означает активное вовлечение студентов в процесс формирования знаний и их взаимодействие между собой. При этом, хотя сама система является интуитивно понятной и достаточно простой в использовании, она позволяет реализовать креативные проекты преподавателей различных уровней сложности. Все эти достоинства Moodle позволили данной системе стать одним из лидеров среди Open Source решений для дистанционного обучения.

Moodle возможно эффективно использовать и для классических форм обучения, в частности, очного обучения, что превращает систему в мощный инструмент управления процессом обучения в вузе.

Система управления содержимым обучения Moodle построена по модульному принципу. Каждую отдельную задачу решает один или несколько модулей, которые можно дорабатывать и внедрять в систему участникам образовательного процесса. Такое построение системы позволяет максимально адаптировать ее к конкретной образовательной ситуации.

Кратко рассмотрим другие, но не менее важные особенности системы:

  • LCMS спроектирована с учётом достижений современной педагогики (обратная связь студента и преподавателя, акцент на взаимодействие между учениками, обсуждения, поддержка смешанного обучения – система управления содержимым обучения должна предоставлять возможности простым образом смешивать обучение в учебных классах и виртуальные учебные курсы — в комбинации эти возможности активизируют как обычное, так и персонализированное обучение);
  • Простой, “легкий”, эффективный, совместимый web-интерфейс;
  • Простая установка на любую платформу, поддерживающую PHP. Для работы необходима только одна база данных типа MySQL, PostgreSQL, MSSQL, Oracle, Interbase, Foxpro, Access, ADO, Sybase, DB2 или ODBC;
  • Размещение образовательных ресурсов в произвольных форматах.
  • Работа каждого студента с системой персонифицирована и ведется учет тех действий, которые он совершил.

Организация работы в Moodle достаточно проста и эффективна. Каждый пользователь имеет в системе свой логин и пароль. Пройдя процедуру авторизации, пользователь попадает в систему управления электронными курсами и выбирает нужный ему курс.

После этого преподаватели могут создавать и редактировать все элементы курса, управлять основными параметрами курса, составлять и корректировать группы обучаемых, просматривать отчеты о деятельности по курсу, оценивать результаты работы, получать информацию о рейтинге каждого члена группы.

Студенты имеют право просматривать содержимое курса, а также отправлять файлы с выполненными заданиями на сервер и получать необходимые замечания и оценку своей работы.

Преподаватели и студенты могут участвовать в обсуждении актуальных проблем, используя такие средства системы как форум и чат.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Это позволяет регулировать и объективно оценивать деятельность учащегося в рамках какого-либо курса.

Студенты, обучающиеся на информационных специальностях должны хорошо представлять себе, как работает система Moodle «изнутри». И первый шаг на этом пути — разработка электронных учебных ресурсов в Moodle. При этом самым оптимальным для обучения студентов гипермедийным технологиям создания веб-страниц будет выбор обычного текстового редактора, каковой имеется в Moodle, для написания HTML-кода, причем для облегчения ввода существуют панели инструментов с основными командами и быстрый просмотр результатов проделанных действий. Когда же необходимо автоматизировать процесс создания, то в Moodle имеется режим “визуального” создания веб-документа, когда большую часть кода пишет сама система. При таком подходе студенты знакомятся с инструментарием системы управления содержимым обучения и приобретают навыки использования современных информационных технологий на практике.

Также LCMS Moodle удобно показывать и изучать «изнутри» в целях приобретения навыков программирования информационных систем, знакомства с современными технологиями баз данных и технологиями Web-программирования.

Удобно для обучения студентов основам Web-программирования использовать платформу Apache, MySQL, PHP, включающую бесплатно распространяемые web-сервер, систему управления базами данных и язык программирования. На базе этой платформы также функционирует система управления содержимым обучения Moodle.

Вариантов использования данной системы в качестве материала для обучения новым информационным технологиям и программированию несколько:

  1. Добавление различных модулей в Moodle и интеграция системы с существующими системами или программными средствами вуза. В этом случае наиболее активным и сильным студентам даются индивидуальные или групповые задания по программированию,  заполнению и внедрению в систему управления содержимым обучения новых модулей или написанию конвертеров, механизмов экспорта-импорта.
  2. Проектирование и реализация по образу и подобию Moodle некоторого веб-сайта или информационной системы. В данном варианте студенты принимая во внимание интерфейс, используя исходные коды Moodle, разрабатывают собственную гипермедиа систему в качестве задания по дисциплинам: «Программирование», «Информационные системы», «Информационные и коммуникационные технологии» и т.д.

Таким образом, внедрение системы управления содержимым обучения позволяет четко структурировать методологические аспекты обучения студентов и расставить приоритеты в сторону изучения наиболее важного материала. С помощью данной системы студенты обучаются важнейшим операциям обработки информации посредством СУБД и сетевых технологий.

Рубрика Информационные технологии. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.