Основные направления информатизации процесса обучения

Информатизация современного общества активно отражается на образовательном процессе: постоянно идет обновление существующего программного обеспечения; совершенствуется компьютерная техника; возникают новые информационные технологии в образовании. Это обуславливается быстро изменяющимися потоками информации, в связи с чем, в курсах многих предметов общеобразовательного цикла предлагаются новые проекты стандарта образования, вузы выдвигают новые требования к вступительным экзаменам; кроме того, свой отпечаток накладывают региональные особенности. Такая ситуация ставит учителей школ в позицию специалистов, постоянно осваивающих новый материал и параллельно адаптирующих эту новую информацию для своих учеников. Естественно, что к такой сложной деятельности будущих учителей целесообразно готовить в педагогических вузах, тем более, что в процессе обучения сами студенты сталкиваются постоянно с аналогичными проблемами: образовательные программы некоторых вузовских дисциплин также мобильны, как и в школах.

Сущность информационных технологий лежит значительно глубже, чем только переход к новым методам использования учебных материалов и формам коммуникации в процессах обучения. Они постепенно изменяют организацию учебного процесса и подготавливают образование к кардинальным переменам. Успешность и качество современного обучения в большей мере зависят от эффективной организации, педагогических условий, качества используемых материалов, подготовленности педагогов к работе в условиях быстрого нарастания потока информации, возможности овладения современными методами поиска, отбора и использования информации.

Можно выделить два основных направления информатизации процесса обучения:

- внедрение и применение информационных технологий непосредственно в процессе обучения

- информатизация системы управления этим процессом.

Особенно стоит обратить внимание на второе направление, так как именно оно в сегодняшних условиях способно значительно повысить эффективность обучения. Бесспорным кажется тот факт, что снятие рутинной нагрузки делает средства информационных технологий наиболее популярными среди специалистов различных звеньев управления. В системе подготовки специалистов особенно много рутины при планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Использование автоматизированной системы планирования и организации учебно-воспитательного процесса способствует координации потоков информации, ускорения процессов ее обработки, оптимизации процессов принятия управленческих решений.

Информатизация образования выдвигает требования соответствия профессиональной подготовки преподавателей современному уровню информатизации. Отсюда следует, что одной из глобальных целей информатизации образования является подготовка педагогов, обладающих высокой информационной культурой, готовых и умеющих применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием, активно участвующих в процессе информатизации образования.

Несмотря на это, в сегодняшних быстро изменяющихся условиях наиболее актуальна проблема подготовки учителей-предметников в области применения новых информационных технологий в своей деятельности, умеющих использовать конкретное прикладное программное обеспечение в учебном процессе и управлении образованием, а также методистов по внедрению НИТ информационных технологий в эти процессы.

Для решения вышеобозначенной проблемы необходимо создание единой информационной образовательной среды, так как имея отдельные педагогические средства для реализации каких-то задач, образовательный процесс далек от единства содержания и средств.

В связи с этим  необходимо организовать работу таким образом, чтобы найти оптимальную грань взаимодействия обучающего и обучаемого, организовать как аудиторную так и самостоятельную работу студентов и преподавателей. Несомненно основой такой системы должна быть автоматизированная обучающая среда (АОС), которая комплексно объединит различные обучающие программные продукты в единую систему. Помимо этого необходимо иметь отлаженную систему документооборота того или иного образовательного подразделения. Эти две основные составляющие и образуют единую информационную образовательную среду.

Рубрика Информационные технологии. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.