АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Во второй половине 60-х и в 70-х годах получили развитие, так называемые, ав­томатизированные системы управления сложными объектами хозяйственной деятельности (предприятиями, энергосистемами, отраслями, сложными участками производства).

Автоматизированная система управления (АСУ) — это комплекс технических и программных средств, совместно с организационными структурами (отдельными людьми или коллективом), обеспечивающий управление объектом (комплексом) в производственной, научной или общественной среде.

Цель разработки и внедрения АСУ — улучшение качества управления система­ми различных видов, которое достигается

•  своевременным предоставлением с помощью АСУ полной и достоверной ин­формации управленческому персоналу для принятия решений;

•  применением математических методов и моделей для принятия оптимальных решений.

Кроме того, внедрение АСУ обычно приводит к совершенствованию организа­ционных структур и методов управления, более гибкой регламентации документо­оборота и процедур управления, упорядочению использования и создания нормативов, совершенствованию организации производства. АСУ различают по выпол­няемым функциям и возможностям информационного сервиса.

АСУ подразделяют по функциям:

•  административно-организационные (например системы управления предприятием — АСУП), отраслевые системы управления — ОАСУ);

•  технологические(автоматизированные системы управления технологическими процессами — АСУПТ)

•  интегрированные, объединяющие функции перечисленных АСУ

По возможностям информационного сервиса различают информационные АСУ, информационно-советующие, управляющие, самонастраивающиеся и самообучающиеся.

Первоначально АСУ строились на основе больших ЭВМ, имеющихся в вычислительных центрах крупных предприятий и организаций и предполагали централизованную обработку информации.

С появлением персональных компьютеров и ЛВС основой программно-аппаратного обеспечения АСУ стали распределенные информационные системы в сети ПК с архитектурой клиент-сервер.

Остановимся подробнее на структуре и функциях АСУП

В задачи управления входят

•   разработка новых изделий;

•   определение технологий изготовления изделий, проектирования оснастки

•   расчет пропускной способности оборудования, потребностей во всех видах ресурсов и производственной программы

•   учет процесса производства, контроль за расходом комплектующих, сырья, ресурсов;

•   расчет издержек производства и основных технико-экономических показателей (прибыли, рентабельности, себестоимости)

Цели внедрения любой АСУП:

•   повышение эффективности принимаемых решений

•   повышение производительности труда

Независимо от профиля АСУП они обладают однотипной функциональной структурой.

Блок 1 — источники информации. В их роли могут выступать учетчики на различных участках производства, снабжения и сбыта, датчики на рабочих местах Среди источников информации могут быть и внешние, такие как заказы на поставку продукции, нормативные акты, информация о ценах и другая документация.

Блок 2 выполняет предварительную обработку данных (проверку и уточнение) а затем передает ее в базу данных (блок 3) или непосредственно для последующей обработки и анализа (блок 4).

Блок 3 — база или банк данных. Данные являются результатом сбора информации, измерений характеристик объектов и процессов управления и в таких систе­мах представляются в соответствии с определенными стандартами, образуя базу данных.

Блок 4 обработки и анализа информации — центральный блок АСУ. Он решает следующие задачи:

•   управления базой данных, в том числе обеспечения ее обновления и целостно­сти, защиты от несанкционированного доступа;

•   реагирования в непредвиденных и аварийных ситуациях, требующих быстрого решения;

•   финансовых и учетно-бухгалтерских расчетов типа учета состояния фондов, финансовых и налоговых операций, расчета прибыли и рентабельности;

•   составления календарных и оперативных планов, обеспечения заказов на мате­риалы и комплектующие, контроля за выполнением договоров, управления сбытом готовой продукции;

•   оценки и прогнозирования рынка, анализа работы трудового коллектива;

•   проектно-технологических расчетов.

Важнейшее значение при обработке и анализе информации играют экономико-математические модели.

С точки зрения общей организации управления можно выделить следующие ос­новные группы практически используемых экономико-математических моделей:

а) прогнозирования показателей развития предприятия или объединения;

б) оптимизации производственной программы предприятий или объединений;

в) распределения производственной программы по календарным периодам;

г) оптимизации направлений использования фонда развития предприятия или объединения;

д) оптимизации внутрипроизводственных транспортных потоков;

е) оптимизации использования отдельных видов ресурсов;

ж) оптимизации всякого рода нормативов ведения производственно-хозяйствен­ной деятельности предприятий или объединений (партий деталей, норм запасов, размеров производственных резервов и т.д.);

з)  разработки балансов производственно-хозяйственной деятельности.

Прогнозирование показателей развития предприятий или объединений осуществ­ляется на основе пользования, главным образом, методов математической статистики. Последние позволяют ориентировочно определить тенденции изменения в перспективе показателей объема выпуска продукции, ее трудоемкости, величины затрат на производство и т.д. Как правило, для использования подобных методов необходимы статистические сведения о деятельности предприятия или объединения в прошлом.

Блок 5 — система формирования выходной информации — обеспечивает подготовку(обычно в печатном виде) различного рода сводок, справок, форм, технологических карт, чертежей и проектной документации, необходимых на производственных участках.

Автоматизированная система управления предприятием может состоять из следующих подсистем управления:

• технической подготовки производства (конструкторской и технологической подготовки);

• технико-экономического планирования

• бухгалтерского учета

• управления материально-техническим снабжением

• оперативного управления основным и вспомогательным производствами

• управление сбытом

• управление кадрами и т.д.

Рубрика Информационные технологии. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.