ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Задача компьютеризации управленческой деятельности первоначально характеризовалась, в основном, массовой разработкой и применением прикладных программ ПК, автоматизирующих рабочие места(АРМ) управленческого персонала.

Для повышения эффективности применения компьютеров в управлении был сделан акцент на автоматизированное накопление и обрабоку информации средствами компьютерных телекоммуникаций.

Большинство задач управления допускают следующую декомпозицию:

  1. Задача учета и контроля событий по месту их возникновения
  2. Баланс и распределение материальных ресурсов
  3. Планирование мероприятий и управление временными ресурсами

В сфере управления предприятием можно условно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона управления предприятием зафиксирована в его документообороте и включает некоторый набор документальных форм, а такжеинструктивно зафиксированные правила заполнения, обращения и хранения форм.

Анализ документальных форм позволяет значительно рационализировать документооборот предприятия. В первую очередь, это означает отказ от тех форм, которые

1) дублируют друг друга

2) не используются при принятии управленческих решений или не преобразуются в другие формы

3) преобразуются в такие формы, которые не используются при дальнейшей обработке.

Однако объективная сторона деятельности предприятия не позволяет получить в полной мере его адекватную информационную модель. Подчас более важным для жизнеспособности будущей информационной системы управления оказывается анализ субъективной стороны деятельности предприятия, выявляющий

  • Распределение обязанностей и функций, сферы компетенстности управленческих работников при принятии решений
  • Приоритеты в процессе обработки документальных форм, на которых основывается принятие решений
  • Документально не зафиксированные тонкости управления штатом

Технической базой системной компьютеризации управления может выступать канальная сеть персональных компьютеров, однако лишь при условии создания распределенной базы данных предприятия или учреждения. Данный подход позволяет:

•   производить учет событий на месте их возникновения в естественной форме в распределенной базе данных без дублирования отчетных форм;

•   устранять необходимость отслеживания причинно-следственных связей и менных зависимостей при решении множества взаимосвязанных задач;

•   повышать устойчивость системы управления против случайного или намеренного искажения информации;

•   обеспечивать доступ руководства к первичным данным и повышать общий уровень его компетентности при принятии решений (и тем самым делает ненужным многочисленный управленческий аппарат).

Важным условием применения такого подхода является развитие клиент-серверной архитектуры локальных сетей вычислительных машин и преодоление ограниченности существующих архитектур баз данных.

Среди функций СУБД, отвечающих за взаимодействие пользователя и машинной системы и пользователей между собой, выделяются две основные.

1.  Защита информации и разграничение доступа пользователей к ней. При ис­пользовании информации базы данных обычно имеется некоторое столкновение интересов пользователей, которое может привести к уничтожению или искаже­нию информации, к несанкционированному ее распространению и использова­нию. Некорректные действия отдельных пользователей могут нанести ущерб остальным пользователям и базе данных в целом. Чтобы избежать этого, в СУБД имеются средства разграничения доступа пользователей и другие средства защи­ты информации. Разделы базы данных могут быть закрыты для пользователя совсем, открыты только для чтения или открыты для изменения. Кроме того, при многопользовательском режиме работы с базой данных, когда с данными одно­временно работают несколько пользователей (и вносят в них изменения), необхо­димо, чтобы изменения корректно вносились в базу данных (сохранялась целост­ность данных). Для сохранения целостности данных служит механизм транзакций при манипулировании данными — выполнение манипуляций небольшими пакета­ми, результаты каждого из которых в случае возникновения некорректности операций «откатываются» и данные возвращаются к исходному состоянию.

2.  Интерфейс с пользователями, который обеспечивается средствами ведения диалога. По мере развития и совершенствования СУБД этот интерфейс становится все более и более дружественным. В перспективе средства ведения диалога пользо­вателя с СУБД должны приобрести интеллектуальные свойства и обеспечить возможность ведения диалога на естественном языке.

Одна из возможных реализаций информационной системы управления предусматривает наличие двух основных компонентов — SQL-сервера и дружественных интерфейсов конечных пользователей.

Узлами сети являются компьютеры или рабочие станции, установленные в кабинетах руководителя предприятия и его заместителей, в отделе кадров, бухгалтерии, других структурных подразделениях.

Рубрика Информационные технологии. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.