ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

В отечественной системе образования первые информационные системы управ­ления создавались еще в 60-е годы.

Можно выделить следующие уровни управленческой деятельности с использо­ванием ЭВМ в системе образования:

1)   управление обучением и развитием отдельного учащегося;

2)   управление учебным процессом в рамках одного учебного заведения;

3)   управление работой группы родственных учебных заведений;

4)   управление учебными заведениями по территориальному принципу;

5)   управление системой образования страны.

На первом уровне задачи управления совпадают в значительной мере с зада­чами обучения с помощью компьютеров.

На втором уровне реальные успехи достигнуты прежде всего в вузах. С одной стороны, государственное высшее учебное заведение достаточно велико по контин­генту учащихся и преподавателей и имеет достаточно большую материальную базу для того, чтобы использование компьютеров в управлении было экономически оправдано, с другой — в вузах, особенно технических, наличествуют достаточно профессионально подготовленные кадры для решения проблемы информатизации управления. При этом преследуются следующие цели:

• повышение качества подготовки специалистов за счет совершенствования управления со стороны ректората, деканатов, кафедр;

• повышение качества учебной, учебно-методической, научно-исследовательской деятельности на основе оперативной информации;

• повышение эффективности в разработке учебных планов и программ, составление расписания занятий, других видов аудиторной и внеаудиторной работы.

Традиционными   программными   подсистемами   информационной   системы управления вузом являются Абитуриент, Кадры, Учебные планы и программы, Зарплата, Стипендии, Текущая успеваемость, Нагрузки преподавателей, Сессия и другие.

Вместе с тем, эти подсистемы редко образуют единую информационную систему. Неразвитость информационной среды, отсутствие в большинстве вузов полноохватной локальной сети, материальные трудности, неподготовленность управленческого персонала и другие факторы препятствуют созданию систем типа «клиент-сервер» с единым администрированием, гарантией отсутствия противоречивых данных, защитой целостности и конфиденциальности данных.

Система должна обслуживать учреждения общего образования (школы, вузы, органы управления), обеспечивать их информационными ресурсами и непосредственно поддержи­вает образовательный процесс. Ее основные функции:

•  разгрузить учителей и администраторов от рутинной бумажной работы и освободить им время для работы с учащимися;

•  предсказывать будущие потребности в ресурсах, позволяя управлению образованием округа быть активным и принимать опережающие решения;

•  обеспечивать абсолютно все ресурсы, данные по грантам, региональным и федеральным программам, связанным с образованием, учащимися и школьным окружением.

Одна из основных функций системы — сбор данных обо всем, что связано с обра­зованием (прежде всего в районе, но не только). Процесс сбора данных децентрали­зован. Пользователи вводят или актуализируют данные непосредственно с рабочих мест в школах или административных офисах. Собранные данные становятся немедленно доступными сообществу пользователей с соблюдением разумных ограничений по конфиденциальности и уровню; ограничения регулируются систе­мой паролей пользователей при доступе к центральной базе данных.

Есть группа данных (и весьма обширных как по перечню, так и по объему), ко­торые учебные заведения обязаны предоставлять в базу с установленной регулярно­стью (некоторые данные — практически ежедневно). Для этого в школах должны быть специальные должностные лица. К этим данным относятся

•   демографическая информация по учащимся;

•   результаты обучения;

•   здоровье учащихся;

•   школьный транспорт;

•   квалификация учителей и другие.

В компьютерном центре этой системы должна функционировать служба централизованного скани­рования данных. Она вводит в систему представляющие интерес данные, пришедшие иным, не электронным, путем. Эта же служба готовит весьма объемные общие отчеты для управления образованием, готовит материалы для централизованного тестирования учащихся, выделяет пароли новым пользователям и делает другую необходимую работу. Служба должна быть готова в любой момент предоставить пользователям упорядоченные данные по сотням стандартных форм (скажем, по обучению взрослых, по посещаемости школ).

Весьма существенна для пользователей реализованная в обсуждаемой системе концепция интеграции данных. Данные доступны пользователю независимо от того, в какой форме и с помощью какого программного обеспечения они готовились. Данные также интегрированы по отношению к разнородным компьютерам сети.  Пользователю безразлично, с какой машины и в каком формате к нему пришли запрашиваемые данные, они должны быть доступны ему по запросу без дальнейших усилий по перекодированию и т.п.

Затем система должна развиваться в следующих направлениях:

  • движение от main frame к распределенным серверам;
  • поддержка транзакций с большим объемом передаваемых данных;
  • опережающее развитие среднего звена системы, базирующегося на какой-либо платформе, поддержка на этом уровне специальных транзакций (библиотечных, предпринимательских, служб социального сервиса и т.д.).
Рубрика Информационные технологии. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.