Анализ основных видов ИТ, использующихся в процессе обучения учителей информатики

Информационные технологии сейчас широко используются в процессе обучения и при этом используются различными способами.

В самом простом случае учебный процесс протекает стандартным образом, а информационные технологии применяются для промежуточного контроля знаний студентов, например, в виде тестирования.

Наибольший интерес представляет подход, связанный с интеграцией информационных технологий в ход учебного процесса и  его организацию, т.е. различные сочетания занятий в аудитории и дистанционных занятий.

Рассмотрим основные виды информационных технологий, активно использующихся при проведении занятий и организации учебного процесса в ВУЗе.

На лекциях при наличии презентационного оборудования используются текстовые, графические, анимационные и видео фрагменты из состава электронных учебников или учебных пособий. Также могут быть продемонстрированы примеры, входящие в состав лабораторных практикумов. Также успешно применяются, относящиеся к дополнительным образовательным материалам, наглядные пособия, справочники, энциклопедии и пр.

Часть лекционного курса может быть построена на электронных лекциях. Текстовые, звуковые и визуальные лекции проводятся в реальном и отложенном времени, фронтально и индивидуально.

Исследование различных подходов к применению электронных лекций показывает, что целесообразно применение так называемых текстовых вариантов содержания лекции, разработанных на гипертекстовой основе. В принципе, к тексту лекции могут прилагаться дополнительные материалы.

Лабораторный практикум является важнейшим компонентом процесса обучения при подготовке педагогов в в ВУЗе.

На лабораторно-практических занятиях применяются различные электронные учебные ресурсы, помогающие в организации и проведении таких занятий. Они обычно предоставляют обучаемому сведения о теме, цели и порядке проведения занятия; контролируют знания каждого учащегося; выдают студенту информацию о правильности ответа; предъявляют необходимый теоретический материал или методику решения задач и т.д.

Лабораторные работы, использующие различные виды НИТ, обладают следующими преимуществами:

1. существующие технологии позволяют моделировать реальные процессы достаточно достоверно.

2. для проведения таких лабораторных работ не требуется ни помещения, ни оборудования, ни обслуживающего персонала.

3. имея лабораторные работы на носителе и взяв их с сервера, студент может выполнять их в удобное для себя время т.е. самостоятельно.

Электронные учебные ресурсы, применяемые на лабораторных занятиях, должны содержать средства автоматизации подготовки обучаемого к работе, допуска к работе, выполнения эксперимента, обработки экспериментальных данных, оформления результатов лабораторной работы, защиты работы. Они должны предоставлять возможность варьирования темпа самостоятельной работы обучаемого.

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы.

Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью средств, на основе специально разработанных компьютерных программ, позволяющих снять часть нагрузки с преподавателя и увеличить эффективность и своевременность контроля. Таким образом, применение НИТ расширяет возможности контроля учебного процесса.

Особенно эффективно использование компьютерных средств в системе текущего и промежуточного контроля. Оно позволяет организовать практически все виды контроля на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания. Подобные системы выполняют и функцию проверки, т.к. имеют возможность обрабатывать результаты проверки и высылать их преподавателю или вводить в журнал успеваемости.

Системы компьютерного контроля знаний широко применяются в учебном процессе для следующих целей:

1.      входное тестирование для определения начального уровня подготовки учащихся при начале их обучения по образовательной программе или отдельной дисциплине;

2.      тестирование для текущего контроля знаний по результатам изучения отдельных тем дисциплин;

3.      тестирование для допуска к промежуточной аттестации по дисциплине (или для собственно промежуточной аттестации);

4.      тестирование в рамках итоговой аттестации (междисциплинарного экзамена по специальности) и т.д.

Наиболее распространенными видами тестовых заданий являются:

1.      Выбор одного или нескольких правильных

2.      Ввод данных в указанное поле

3.      Ответ на естественном языке

4.      Расстановка ответов в предложенной последовательности (ранжирование)

5.      Установление соответствия между элементами в двух множествах

Достаточно важным является тот факт, что преподаватель с помощью соответствующего ПО может придавать различный вес тестовым заданиям и устанавливать время на их решение, выдавать тестовые задания слушателю строго последовательно или случайным образом, просмотреть результаты тестирования по каждому тестовому заданию с выставлением результатов в журнал успеваемости автоматически или вручную.

Следовательно, основным учебным материалом при внедрении информационных технологий в образовательный процесс  являются электронные учебные ресурсы. Они должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Соблюдение дидактических требований, предъявляемых к традиционным учебным изданиям (научность, доступность изложения материала, наглядность представления информации, систематичность и последовательность изложения материала, обеспечение прочности усвоения знаний и пр.).

2. Использование преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих экономию времени за счет использования специальных инструментов для решения задач, возможности для создания новых методик преподавания и модернизации содержания учебных курсов, возможность межпредметных связей и т.д..

3. Пригодность для использования в составе учебно-методических комплексов (УМК).

4. Наличие грамотной и подробной документации, четких инструкций для пользователей, обеспечивающих интерфейс между разработчиками, заказчиками и пользователями электронных учебных материалов, а также возможность освоения и совершенствования их компонентов.

Рубрика Информационные технологии. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.