XYZ-анализ в Excel

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:

  1. Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов.
  2. Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации.
  3. Распределение по категориям X, Y, Z.
  4. Графическое представление результатов анализа.

Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 40 %.

Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 40 до 60 %.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 60 %.

XYZ-анализ проводится в следующей последовательности.

1. Определение объекта анализа: услуги.

2. Определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта: прибыль от продаж.

3. Определение периода и количества периодов, по которым будет проводиться анализ: год.

4. Определение коэффициента вариации для каждого объекта анализа.

5. Группирование объектов анализа в соответствии с возрастанием коэффициента вариации параметров.

6. Определение групп X, Y и Z. Табличное и графическое представление полученных результатов (рис.).

Рис. XYZ- анализ

 Таким образом, при оптимизации каталога услуг к категории X относят услуги, характеризующиеся стабильной величиной прибыли, незначительными колебаниями в их продажах и высокой точностью прогноза. Это относится только к поддержке инфраструктуры, что говорит о некоторой неустойчивости предприятия в предоставлении услуг, т.е. в его молодости.

Категория Y – услуги, характеризующиеся некоторыми колебаниями потребности в них (например, сезонными) и средними возможностями их прогнозирования. Таких услуг подавляющее большинство, что говорит о верном выбранном курсе развития организации.

Категория Z – услуги, продажи которых нерегулярны и плохо предсказуемы, точность прогнозирования невысокая. Здесь необходимо выработать более четкую стратегию по развитию данных направлений в предоставлении услуг

Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент услуг на группы в зависимости от стабильности прибыли. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и точность прогнозирования продаж. При комплексном анализе управления товарными ресурсами наиболее продуктивно совмещение результатов АВС- и XYZ-анализа.

Рубрика Информационные технологии. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.